- Общие положения
Настоящая инструкция содержит алгоритм наиболее эффективной организации работы работников охраны (сторожей-вахтёров) учреждения образования по порядку действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с признаками актов терроризма.
- Порядок действий работника охраны (сторожа-вахтёра) в случае совершения на его территории взрыва, поджога, иных действий, совершенных общеопасным способом.
2. Работник охраны (сторож-вахтёр)
2.1. получивший сообщение о взрыве:
немедленно осуществляет вызов на место происшествия территориального подразделения Департамента охраны МВД с помощью стационарной кнопки системы тревожной сигнализации (вызов подразделения Департамента охраны МВД с помощью радиокнопки в случае взрыва не допускается);
фиксирует в рабочем журнале время и характер принятого сообщения, место взрыва, ФИО, должность, контактные данные лица, сообщившего о происшествии;
сообщает в территориальные органы по чрезвычайным ситуациям, в территориальные органы внутренних дел;
осуществляет (при необходимости) вызов скорой медицинской помощи, аварийных служб газо - (электро -, тепло, водо - снабжения);
докладывает о случившемся руководителю учреждения образования и иным уполномоченным лицам учреждения образования (заместителю заведующего по основной деятельности, заместителю заведующего по хозяйственной работе) в соответствии со схемой оповещения;
- на месте происшествия:
- визуально производит первичную моментальную оценку обстановки, в ходе которой устанавливает:
наличие и количество пострадавших;
возможные места непосредственного производства взрыва;
наличие чрезвычайных ситуаций, возникновение которых связано со взрывом, и прогноз их развития (возгорание горючих материалов или веществ, угроза или обрушение конструкций здания или оборудования, иное);
наличие угрозы жизни и здоровью работников и посетителей (обучающихся) объекта, возникшие в связи со взрывом, зоны действия поражающих факторов;
2.2.2. предоставляет руководителю учреждения образования, иным уполномоченным лицам (заместителю заведующего по основной деятельности, заместителю заведующего по хозяйственной работе) сведения об обстановке, сложившейся в результате взрыва;
2.2.3. одновременно с оценкой обстановки и информированием о ней с учетом установленных угроз жизни и здоровью работников и посетителей (обучающихся) учреждения образования и с соблюдением мер безопасности организует:
оказание первой помощи пострадавшим;
информирование службы скорой медицинской службы о количестве пострадавших, при возможности о степени тяжести их повреждений;
удаление с места происшествия лиц, здоровью которых не причинен существенный ущерб, их размещение вне места происшествия и зоны действия поражающих факторов для оказания медицинской и психологической помощи по потребности, опроса и последующего установления возможных свидетелей непосредственной подготовки и совершения взрыва;
2.2.4. на безопасном расстоянии обозначает границы места происшествия, исключает доступ к нему работников и посетителей (обучающихся) объекта (за исключением случаев, связанных с необходимостью оказания первой помощи пострадавшим) до прибытия сотрудников органов внутренних дел и (или) государственной безопасности;
2.3. на объекте вне места происшествия:
2.3.1. выполняет указания руководителя учреждения образования, иных уполномоченных лиц учреждения образования (заместителя заведующего по основной деятельности, заместителя заведующего по хозяйственной работе):
о прекращении функционирования объекта (его элементов, иных компонентов);
о проведении мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;
об ограничении круга лиц, осведомленных об обстоятельствах взрыва, кроме тех, кому в соответствии с компетенцией необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
2.3.2. ограничивает доступ на территорию объекта;
2.3.3. не допуская паники, обеспечивает оповещение работников, обучающихся и посетителей о возникновении на его территории чрезвычайной ситуации и необходимости покинуть объект;
2.3.4. в случае совершения взрыва вблизи оборудования под давлением, газопроводов, горючих веществ с соблюдением требований безопасности принимает меры по выводу такого оборудования и газопроводов из эксплуатации, удалению; горючих материалов и веществ на безопасное расстояние;
2.3.5. проводит эвакуацию обучающихся, посетителей, а также работников учреждения образования, не задействованных в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий совершения взрыва, и проведением иных мероприятий в соответствии с действующими планами эвакуации.
При этом исключается:
использование лифтов, иных подъемных механизмов;
проход эвакуируемых через место происшествия и поражающих факторов;
сосредоточение людей на отдельных выходах;
совершение хищений денежных средств и иных ценностей.
Одновременно обеспечивается:
использование максимального количества выходов с территории объекта;
контроль обстановки на выходах и в местах расположения денежных средств и иных материальных ценностей;
2.3.6. по возможности выделяет в отдельную группу эвакуируемых, находившихся на месте происшествия, возле него или видевших подозрительных лиц и предметы, для последующего опроса;
2.4. при осуществлении мониторинга обстановки на территории объекта с использованием системы видеонаблюдения:
проводит изучение видеозаписей с места происшествия накануне взрыва, по возможности определяет лиц, оставивших взрывные устройства, и отслеживают их движение по объекту с целью обнаружения лиц, причастных к совершению взрыва или оставлению взрывных устройств;
контролирует ход эвакуации посетителей (обучающихся) и работников объекта;
информирует руководителя учреждения образования, иных уполномоченных лиц учреждения образования (заместителя заведующего по основной деятельности, заместителя заведующего по хозяйственной работе) о нахождении на объекте работников, обучающихся и посетителей для принятия при необходимости мер по их дополнительному оповещению и эвакуации;
2.5. в окружении объекта:
не допускает сосредоточение людей;
принимает меры по первоочередному освобождению от людей и транспортных средств основного и резервного мест встречи сотрудников государственных органов, осуществляющих государственное реагирование;
обеспечивает информирование работников, обучающихся и посетителей о необходимости удаления транспортных средств с прилегающих парковок, сопровождает процесс их выезда.
III. Порядок действий работника охраны (сторожа-вахтёра) в случае обнаружения на его территории бесхозного предмета, имеющего признаки взрывного устройства
3. Работник охраны (сторож-вахтёр), получивший сообщение об обнаружении предмета:
фиксирует в рабочем журнале время и характер принятого сообщения, место обнаружения предмета, ФИО, должность, контактные данные лица, сообщившего об обнаружении предмета;
докладывает об этом руководителю учреждения образования и иным уполномоченным лицам учреждения образования (заместителю заведующего по основной деятельности, заместителю заведующего по хозяйственной работе) в соответствии со схемой оповещения;
3.1.на месте происшествия:
3.1.1. визуально производит первичную моментальную оценку (прикасаясь к предмету) его обстановки, в ходе которой устанавливает:
характерные особенности предмета (габариты, наличие проводов, упаковки и т.п.);
наличие чрезвычайных происшествий, возникновение которых возможно в случае взрыва, и прогноз их развития (возгорание горючих материалов или веществ, угроза или обрушение конструкций здания или оборудования, иное);
наличие угрозы жизни и здоровью работникам, учащимся, арендаторам и посетителям учреждения образования, возникновение которых возможно при взрыве, зоны действия поражающих факторов;
3.1.2. предоставляет руководителю учреждения образования, иным уполномоченным лицам (заместителю заведующего по основной деятельности, заместителю заведующего по хозяйственной работе) сведения об обстановке на месте обнаружения предмета;
3.1.3. одновременно с оценкой обстановки и информированием о ней с учетом установленных угроз жизни и здоровью работников, обучающихся и посетителей учреждения образования с соблюдением мер безопасности:
выводит работников, обучающихся и посетителей учреждения образования из зданий (помещений), расположенных вокруг обнаруженного предмета, на безопасное расстояние (безопасные зоны указаны в таблице к настоящему Порядку действий);
Таблица
Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или предмета, подозрительного на взрывное устройство
№ пп |
Вид устройства (предмета) |
Диаметр зоны |
1 |
Граната РГД-5 |
не менее 50 метров |
2 |
Граната Ф-1 |
не менее 200 метров |
3 |
Тротиловая шашка массой 200 граммов |
45 метров |
4 |
Тротиловая шашка массой 400 граммов |
55 метров |
5 |
Пивная банка 0,33 литра |
60 метров |
6 |
Мина МОН-50 |
85 метров |
7 |
Предмет типа чемодан (кейс) |
230 метров |
8 |
Предмет типа дорожный чемодан |
350 метров |
9 |
Автомобиль типа «Жигули» |
460 метров |
10 |
Автомобиль типа «Волга» |
580 метров |
11 |
Микроавтобус |
920 метров |
12 |
Грузовая автомашина (фургон) |
1240 метров |
не допускает, чтобы присутствующие на месте происшествия лица дотрагивались или передвигали предмет, заливали его жидкостями, засыпали порошками или грунтом, накрывали чем-либо, пользовались вблизи его электро- и радиоаппаратурой;
3.1.4. на безопасном расстоянии обозначает границы места происшествия, исключает доступ к нему работников, обучающихся и посетителей учреждения образования (за исключением случаев, связанных с необходимостью оказания первой помощи пострадавшим) до прибытия сотрудников органов внутренних дел и (или) государственной безопасности;
3.2.на территории объекта вне места происшествия:
3.2.1.выполняет указания руководителя учреждения образования, иных уполномоченных должностных лиц учреждения образования (заместителя заведующего по основной деятельности, заместителя заведующего по хозяйственной работе):
о прекращении функционирования учреждения образования (его элементов, иных компонентов);
о проведении мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;
об ограничении круга лиц, осведомленных об обстоятельствах обнаружения предмета, кроме тех, кому в соответствии с компетенцией необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
3.2.2.ограничивает доступ в помещения (здания) или на участок местности, которые входят в опасную зону, при необходимости – на территорию учреждения образования;
3.2.3. не допуская паники организует оповещение работников, обучающихся и посетителей учреждения образования о возникновении на ней чрезвычайной ситуации и необходимости покинуть объект;
3.2.4. в случае обнаружения предмета вблизи расположения оборудования под давлением, газопроводов, горючих материалов и веществ с соблюдением требований безопасности принимает меры по выводу такого оборудования и газопроводов из эксплуатации, удалению горючих материалов и веществ на безопасное расстояние;
3.2.5. проводит эвакуацию обучающихся и посетителей, а также работников учреждения образования, не задействованных в мероприятиях, связанных с обезвреживанием предмета и проведением иных мероприятий.
При этом исключается:
использование лифтов, иных подъемных механизмов;
проход эвакуируемых через место происшествия и зоны действия поражающих факторов;
сосредоточение людей на отдельных выходах;
совершение хищений денежных средств и иных материальных ценностей.
Одновременно обеспечивается:
использование максимального количества выходов с территории объекта;
контроль обстановки на выходах и в местах расположения денежных средств и иных материальных ценностей;
3.2.6.по возможности выделяет в отдельную группу эвакуируемых, находившихся на месте происшествия, возле него или видевших подозрительных лиц и предметы, для последующего опроса.
3.3. при осуществлении мониторинга обстановки на территории объекта с использованием системы видеонаблюдения:
проводит изучение видеозаписей с места происшествия накануне обнаружения предмета, по возможности определяет лиц, оставивших предмет, и отслеживают их движение по объекту с целью фиксации вероятного оставления иных предметов;
изучает обстановку на объекте с целью возможного обнаружения лиц, причастных к оставлению предмета;
контролирует ход эвакуации работников, обучающихся и посетителей учреждения образования;
информирует руководителя учреждения образования, иных уполномоченных лиц учреждения образования (заместителя заведующего по основной деятельности, заместителя заведующего по хозяйственной работе) о нахождении на объекте работников, обучающихся и посетителей для принятия при необходимости мер по их дополнительному оповещению и эвакуации.
3.3.1. в окружении объекта:
не допускает сосредоточение людей;
принимает меры по первоочередному освобождению от людей и транспортных средств основного и резервного мест встречи сотрудников государственных органов, осуществляющих государственное реагирование;
обеспечивает информирование работников, обучающихся и посетителей учреждения образования о необходимости удаления транспортных средств с прилегающих парковок, сопровождает процесс их выезда.
IV. Порядок действий работника охраны (сторожа-вахтёра) в случае получения сообщения по средствам связи об угрозе террористического характера
4. Работник охраны (сторож-вахтёр)
4.1. получивший сообщение о письменной террористической угрозе:
фиксирует его в рабочем журнале время, указывая характер принятого сообщения, место обнаружения сообщения и (или) от кого оно поступило;
докладывает об этом руководителю учреждения образования и иным уполномоченным должностным лицам учреждения образования (заместителю заведующего по основной деятельности, заместителю заведующего по хозяйственной работе);
4.2. получивший материалы с террористической угрозой:
при поступлении документа в конверте, его вскрытие производит только с левой или правой стороны, аккуратно отрезая кромки ножницами;
принимает меры к сохранности всех поступивших предметов и ничего не выбрасывает – сохраняет сам документ с текстом, любые вложения, конверт и упаковку;
фиксирует письменно (в необходимых случаях с использованием фото- и видеосредств) конкретные признаки материалов (вид, количество, каким способом и на чём исполнены, с каких слов начинается и какими заканчивается текст, наличие подписи и т.п.), а также обстоятельства, связанные с их распространением, обнаружением или получением;
их не сшивает и не склеивает, не мнет и не сгибает, на них не делает надписей и подчеркиваний, не обводит отдельные места в тексте, не пишет резолюций и указаний;
в случае получения их от граждан – оформляет их отбором письменного заявления от предоставившего материалы гражданина или актом обнаружения таких материалов.
При этом:
запрещается распространяться о факте разговора и его содержании;
максимально ограничивается число лиц, которым предоставляется такая информация;
не расширяется круг лиц, ознакомившихся с содержанием телефонного разговора или поступившего документа с террористической угрозой;
4.3. получивший сообщение о террористической угрозе по телефонным линиям стационарной или мобильной связи:
действует в соответствии с пунктом 1 настоящего раздела Порядка действий;
докладывает об этом руководителю учреждения образования и иным уполномоченным должностным лицам (заместителю заведующего по основной деятельности, заместителю заведующего по хозяйственной работе) в соответствии со схемой оповещения;
по распоряжению руководителя учреждения образования осуществляет досмотр физических лиц и (или) материальных объектов, в отношении которых установлена вероятная связь с отправлением сообщения с террористической угрозой;
осуществляет беспрепятственный пропуск представителей следственно-оперативных групп и старших оперативных начальников сил и средств правоохранительных государственных органов и экстренных служб.
V. Порядок действий работника охраны (сторожа-вахтёра) в случае совершения на его территории и (или) на его объектах захвата (блокирования) людей
5. Работник охраны (сторож-вахтёр), получивший сообщение о захвате заложников:
фиксирует в рабочем журнале время и характер принятого сообщения, место захвата заложников, ФИО, должность, контактные данные лица, сообщившего о происшествии;
докладывает об этом руководителю учреждения образования и иным уполномоченным должностным лицам учреждения образования (заместителю заведующего по основной деятельности, заместителю заведующего по хозяйственной работе) в соответствии со схемой оповещения;
5.1.на месте происшествия:
5.1.1. визуально производит первичную моментальную оценку обстановки, в ходе которой устанавливает:
наличие и количество лиц, захваченных в заложники (по возможности их возраст, пол, состояние, принадлежность к работникам или посетителям (обучающимся) объекта), а также иных пострадавших;
места расположения лиц, захвативших заложников, имеющиеся у них оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, иные средства поражения;
наличие чрезвычайных происшествий, возникновение которых связано с захватом заложников, и прогноз их развития (возгорание горючих материалов или веществ, угроза или обрушение конструкций здания или оборудования, иное);
наличие угрозы жизни и здоровью работников, обучающихся и посетителей учреждения образования, возникшие в связи с захватом заложников, зоны действия поражающих факторов, включая возможные сектора обстрела со стрелкового оружия лиц, захвативших заложников;
5.1.2.предоставляет руководителю учреждения образования, иным уполномоченным должностным лицам учреждения образования (заместителю заведующего по основной деятельности, заместителю заведующего по хозяйственной работе) сведения об обстановке, сложившейся в результате захвата заложников;
5.1.3.одновременно с оценкой обстановки и информированием о ней с учетом установленных угроз жизни и здоровью работников, обучающихся и посетителей учреждения образования, а также с соблюдением мер безопасности организует:
оказание первой помощи пострадавшим;
информирование службы скорой медицинской помощи о количестве пострадавших, при возможности о степени тяжести их повреждений;
удаление с места происшествия лиц, не находящихся под контролем лиц, захвативших заложников, их размещение вне места происшествия и зоны действия поражающих факторов для оказания медицинской и психологической помощи по потребности, опроса и последующего установления возможных свидетелей непосредственной подготовки и совершения захвата заложников;
блокирование по возможности лиц, захвативших заложников, на определенных участках или в помещениях (зданиях) учреждения образования, в том числе посредством запирания проходов к местам происшествия, размещения блокирующих транспортных средств;
при наличии возможности локализацию и ликвидацию очагов возгорания, воздействия иных поражающих факторов, возникших в результате захвата заложников;
5.1.4.на безопасном расстоянии обозначает границы места происшествия, исключает доступ к нему работников, обучающихся и посетителей учреждения образования (за исключением случаев, связанных с необходимостью оказания первой помощи пострадавшим) до прибытия сотрудников органов внутренних дел и (или) государственной безопасности;
5.2.на территории вне места происшествия:
5.2.1. принимает решения:
выполняет указания руководителя учреждения образования, иных уполномоченных должностных лиц учреждения образования (заместителя заведующего по основной деятельности, заместителя заведующего по хозяйственной работе):
о прекращении функционирования учреждения образования (его элементов, иных компонентов);
о проведении мероприятий по обеспечению сохранности материальных ценностей;
об ограничении круга лиц, осведомленных об обстоятельствах обнаружения предмета, кроме тех, кому в соответствии с компетенцией необходимо знать о случившемся, чтобы не создавать панику;
5.2.2. ограничивает доступ на территорию объекта;
5.2.3 не допуская паники, обеспечивает оповещение работников, обучающихся и посетителей учреждения образования о возникновении на ней чрезвычайной ситуации и о необходимости покинуть объект;
5.2.4. в случае совершения лицами, захватившими заложников, противоправных действий с применением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ вблизи расположения оборудования под давлением, газопроводов, горючих материалов и веществ с соблюдением требований безопасности принимает меры по выводу такого оборудования и газопроводов из эксплуатации, удалению горючих материалов и веществ на безопасное расстояние;
5.2.5. проводит эвакуацию пострадавших обучающихся и посетителей, а также его работников, не задействованных в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий захвата заложников и проведением иных мероприятий, в соответствии с действующими планами эвакуации.
использование лифтов, иных подъемных механизмов;
проход эвакуируемых через место происшествия и зоны действия поражающих факторов;
сосредоточение людей на отдельных выходах;
совершение хищений денежных средств и иных материальных ценностей.
Одновременно обеспечивается:
использование максимального количества выходов с территории объекта;
контроль обстановки на выходах и в местах расположения денежных средств и иных материальных ценностей;
5.2.6. по возможности выделяет в отдельную группу эвакуируемых, находившихся на месте происшествия, возле него или видевших подозрительных лиц и предметы, для последующего опроса;
5.3. при осуществлении мониторинга обстановки на территории объекта с использованием системы видеонаблюдения:
проводит изучение видеозаписей с места происшествия накануне захвата заложников, по возможности определяет лиц, захвативших заложников, и контактировавших с ними лиц, отслеживают их движение по объекту с целью фиксации вероятного оставления взрывных устройств;
изучает обстановку на объекте с целью возможного обнаружения лиц, причастных к захвату заложников;
контролирует ход эвакуации работников, обучающихся и посетителей учреждения образования;
информирует руководителя учреждения образования, иных уполномоченных должностных лиц учреждения образования (заместителя заведующего по основной деятельности, заместителя заведующего по хозяйственной работе) о нахождении на объекте работников, обучающихся и посетителей учреждения образования для принятия при необходимости мер по их дополнительному оповещению и эвакуации.
5.4. в окружении объекта:
не допускает сосредоточение людей;
принимает меры по первоочередному освобождению от людей и транспортных средств основного и резервного мест встречи сотрудников государственных органов, осуществляющих государственное реагирование;
обеспечивает информирование работников, обучающихся и посетителей учреждения образования о необходимости удалить транспортные средства с прилегающих парковок и сопровождают процесс их выезда.
VI. Порядок действий работника охраны (сторожа-вахтёра) при эвакуации в результате наличия или реализации террористической угрозы
Работник охраны (сторож-вахтёр) обеспечивает готовность запасных выходов из зданий и сооружений объекта, а также готовность размещения эвакуируемых лиц в безопасной зоне вне его расположения;
осуществляет подачу сигнала к эвакуации, передаваемого сигнализацией, дублирующего сообщения, которое предается по громкой связи спокойным уверенным голосом: «Внимание всем! Покинуть здание (указывается здание) по маршруту (указывается направление) или через аварийный выход (указывается выход) и собраться у здания (указывается здание)»;
обеспечивает эвакуацию всех работников, обучающихся и посетителей учреждения образования, находящихся в опасной зоне;
обеспечивает предотвращение паники среди эвакуируемых лиц, которая может помешать их быстрой эвакуации из опасной зоны и минимизировать негативные последствия, а также спровоцировать террористов на применение оружия и взрывных устройств;
руководит выводом людей, организуют их упорядоченный выход через соответствующий проход;
обеспечивает организованную эвакуацию людей, без разговоров, шума и суеты, оказывает помощь в выводе (выносе) больных, раненых и т.п., команды подает только лицо, ответственное за эвакуацию;
обеспечивает следование всех эвакуируемых к месту построения (в необходимых случаях – в закрытое от прямой видимости из помещения, захваченного террористами), формирует группы в заранее определенной последовательности и направляется к месту сбора и фильтрации – безопасной зоне вне объекта, определенной планом эвакуации;
у каждого из эвакуационных выходов обеспечивает контроль организованности эвакуации.