Беседа «Энергосберегающая лампочка».

Цель: Формирование представлений о бережном, экономном отношении к электроэнергии и природным ресурсам.

Игровое оборудование: коробка для игру «Угадай на ощупь», картинки и предметы по выбору воспитателя для данной игры, картинки для игры «История лампочки» (солнце, костёр, лучина, свеча, керосиновая лампа, энергосберегающая лампочка), картинки с изображением бытовых предметов в том числе электроприборов.

Воспитатель: Ребята, прислушайтесь, мне кажется, что у нас в группе кто-то плачет. Посмотрите, какая-то коробка и из неё доносится плач (заглядывает в коробку). Отгадайте, что я увидела в этой коробке:

Солнышко лучистое Светит с потолка, Яркое, игристое, Круглые бока. А внутри у солнышка – Сто два светлячка! Дети знают солнышко: Это — …

Дети: Это лампочка!

Воспитатель: Лампочка, как и почему ты здесь оказалась? Почему плачешь?

Лампочка: Ах, я несчастная… Меня все забыли, бросили, оставили… Я жила в доме с большой и дружной семьёй: мамой Татьяной и папой Серёжей, девочкой Юлей и мальчиком Антоном, бабушкой и дедушкой. Но меня они очень обижали. Юля ходила в детский сад и была ужасная трусиха.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, за что Лампочка могла обижаться на девочку Юлю? (Юля боялась темноты, не выключала свет в комнате даже днём).  Ребята, а вы боитесь темноты? Что может быть страшного или опасного в темноте? (Можно упасть, удариться, пораниться; можно испугаться незнакомого предмета и т.д.). Иногда на электростанции случается авария – обрыв электролинии. Людям в домах приходится что-то делать в темноте. Например, находить свечку, спички. А вы когда-нибудь пробовали вечером выключить свет во всём доме? Что вы чувствовали? Что делает человек в темноте в таком случае? (Варианты ответов детей).

Воспитатель: Что вам хочется сделать, когда темно?

Дети: Включить свет.

Воспитатель: Давайте попробуем представить себя на месте девочки Юли. Представьте, что вы оказались в тёмной комнате. Вот эта коробка – большая тёмная комната для ваших рук. Там находятся разные предметы. Каждый из вас получит карточку, на которой изображён один из предметов. Вам надо найти на ощупь такой же предмет в этой «тёмной комнате». Ребята, вижу, вы совсем не боитесь темноты! Молодцы!

Лампочка: Ну, как, ребята, удобно ли без света играть, читать, работать? Вы поняли, для чего нужна электрическая лампочка? (Она нужна для того, чтобы давать свет везде, где находится человек, - дома, на улице, в транспорте и других местах.)

Воспитатель: Что мы можем посоветовать Юле, чтобы Лампочка больше на неё не обижалась? (Включать свет только при необходимости).

Воспитатель: А сейчас я расскажу, как наши предки освещали жильё до появления электрического света.

(Выставляется  картинка - «Солнце»). До того, как человек научился пользоваться огнём, единственным источником света для него было солнце. Но когда наступала ночь, людям грозили дикие звери, которые хорошо видели в темноте и могли напасть на человека. Если ночь заставала людей в лесу, они могли заблудиться и не найти дороги домой.

(Картинка - «Костёр»). Когда человек научился добывать огонь и сохранять его, костёр стал для него и светом, и теплом. Он горел в пещере, давая свет и тепло, служил защитой от хищников.

(Картинка - «Лучина»). Потом люди освещали свои жилища лучинами. Это самая обычная щепка, только заострённая на конце. Обычно лучину делали из берёзы: это дерево лучше других горит. Один конец лучины закрепляли, а другой зажигали. От лучины мало света, она быстро сгорает и сильно коптит, её надо было часто менять, следить, чтобы не случился пожар. (Картинка - «Свеча»). Из пчелиного воска люди научились делать свечки, которые горели дольше лучины. Внутри свечи есть фитиль, сделанный из ниток.  (Показываю детям  свечу). Это очень удобное изобретение используют и сегодня. Как вы думаете, почему не удобна свеча? Дети. Ею можно обжечься, от неё может быть пожар, она коптит, даёт мало света.

(Картинка - «Керосиновая лампа», по возможности показать саму лампу). Постепенно люди научились добывать разные полезные ископаемые: уголь, нефть. Тогда появились керосиновые лампы, в которых можно делать пламя сильнее или меньше по желанию хозяина. Это было экономно и удобно. За стеклянной колбой пламя становится безопасным.

Воспитатель: Как вы думаете, удобной ли была керосиновая лампа? Почему?

Дети: Керосиновая лампа плохо освещала комнату, в неё постоянно надо было наливать керосин. Если кто-то нечаянно опрокидывал лампу, керосин разливался и вспыхивал огонь.  

(Картинки и предмет - «Электрическая лампочка»). Когда человек узнал об электричестве, он придумал электрическую лампочку. Она и сейчас освещает наши квартиры и улицы. Теперь в наших домах много разных красивых светильников – какие вы знаете? (Люстры, бра, настольные лампы, торшеры).

(Картинки и предмет - «Энергосберегающая лампочка»). Не так давно люди придумали энергосберегающую лампочку. Эта лампочка горит дольше обычной лампочки и экономит электроэнергию.

Лампочка: Ребята, а где ещё вы можете меня встретить? (Ответы детей)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доске развешаны картинки. Ваша задача найти на картинках только те предметы, в которых может быть электрическая лампочка.

(Детям предлагаются картинки, на которых изображены: холодильник, стол, телевизор, книжная полка, пылесос, шуба, телефон, ваза, кухонная плита, книга, утюг, ковёр, игрушки на батарейках, фонарик, компьютер, телефон (стационарный и сотовый), прибор сигнализации, миксер и др.)

Воспитатель: У меня письмо от бабушки и дедушки. В нём они задают много вопросов. Давайте попробуем ответить на них.

  • Новая энергосберегающая лампочка лучше, потому что… (Светит дольше обычной лампы накаливания, экономит электроэнергию, менее отрицательно воздействует на природу и т.д.)
  • Папа с мамой заменили старые лампочки на энергосберегающие, потому что… (Обычные лампочки использовали очень много электроэнергии)
  • Электроэнергию надо беречь, так как…
  • Нельзя одновременно включать много электроприборов, потому что…
  • Днём надо выключать свет, чтобы…
  • Если во всём доме погаснут электрические лампочки, то…
  • Фонари на улице перестали светить, поэтому…
  • Электрические лампочки детям выкручивать нельзя, потому что…

Лампочка: Вы, ребята, молодцы, правильно ответили на вопросы. Теперь вы знаете, что необходимо делать для того, чтобы экономить электроэнергию. А теперь – до свидания. До нашей следующей встречи.        

 

поделиться в: