Задачи:
- формировать умения взаимодействовать с природными объектами посредством органов чувств;
- продолжать формировать знания о лекарственных растениях;
- формировать навыки исследовательской деятельности.
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
- обогащать словарный запас детей и их знания о лекарственных травах.
- воспитывать бережное отношение к природе, природному наследию нашей страны.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня гостей пришло посмотреть , как мы с вами будем играть. Давайте поздороваемся.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро улыбчивым лицам.
Воспитатель: У вас сегодня хорошее настроение?
А сейчас улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки гостям.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами собрались для того, чтобы поговорить о растениях, Оказывается, что без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Как вы думаете, почему?
Дети: Человек не смог бы дышать, так как растения выделяют кислород.
Воспитатель: Правильно ребята. И вот сегодня, чтобы больше узнать о растениях я приглашаю вас на прогулку в лес.
-Ну, тогда в путь ребята!
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Крылья пестрые мелькают
В поле бабочки летают
Раз ,два, три, четыре
Полетели, закружились
Вот мы и в лесу!
Воспитатель: Ребята мы с вами пришли в лес, какой здесь чистый воздух, как легко дышать. Давайте, подышим: вдох-выдох. (Звучит музыка шум деревьев, пение птиц, звуки лесных животных и пр. Дети выполняют дыхательную гимнастику по выбору воспитателя)
Воспитатель (обращает внимание детей - какие звуки природы они услышали, а кого не слышно в лесу?): Ребята, а вы знаете, что есть определенные правила поведения в лесу, может быть кто-нибудь подскажет, как нужно себя вести в лесу?
Беседа с использованием схем-моделей «Правила поведения в лесу»
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите на полянке сидят зверушки. И мне кажется, что они такие грустные? (сидят игрушки: заяц с перевязанной лапкой, белка с забинтованным горлышком, лисичка) Ребята, как вы думаете, что же с ними могло произойти?
Дети: Они заболели..
Воспитатель: Что же делать? Мне кажется, мы должны помочь зверушкам? А как ?
Дети размышляют. (Подвести внимание детей, что животные лечатся лекарственными травами. Можно сказать о том, что есть такая книга Энциклопедия где написано, что зверей можно вылечить лекарственными растениями, а где из взять как раз в лесу, давайте посмотрим на нашу полянку).
Воспитатель: Ребята посмотрите, на полянке растет много разных растений и среди них есть лекарственные растения, давайте найдем те, которые помогут нашим лесным друзьям. Воспитатель предлагает детям отгадать загадки.
1, Зайка поранил лапку, когда убегал от волка. Какое лекарственное растение помогает заживлять ранки?
Вы его прекрасно знаете,
На дорожках встречаете.
Он всем, как добрый друг,
Лечит раны ног и рук.
Дети: Подорожник
(Воспитатель предлагает детям поискать на полянке это растение).
Воспитатель: Правильно, подорожник. Он растет около дорог. У него жесткие и упругие листья, поэтому он не боится вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник называют травой-путешественницей. Крошечные семена подорожника от дождя или росы становятся клейкими. Приклеившись к ногам людей или лапам животных, они путешествуют вместе с нами, и подорожник без труда перебирается на другие места. Лекарственным у него считается листик. Он заживляет раны, его прикладывают при порезах, ссадинах, укусах насекомых, ожогах.
2, Посмотрите ребята, а что же случилось с белочкой.
Дети: У нее горлышко заболело.
Воспитатель: Ребята, а я знаю загадку про лекарственное растение, которое поможет белочке, послушайте.
У лесной дорожки
Солнышко на ножке.
Серединка золотая, юбочка белая…. - Кто нашёл это растение?
Дети: Ромашка.
Воспитатель: Правильно. Правда, ромашка - похожа на солнышко? Все лекарственные свойства находятся в цветке. Ромашки растут на солнечных лесных опушках, полянках. Вам нравится его красота? Своей красотой ромашка привлекает и насекомых. Пчёлы, бабочки видят ромашку из далека, и летят к ней за мёдом. Отваром из цветков ромашки поласкают горло. Если выпить на ночь отвар ромашки – сон будет крепким и спокойным.
- 3. Ребята, лисичка говорит, что простудилась и у нее сильный кашель, как вы думаете, какое лекарственное растение поможет вылечить кашель? Послушайте следующую загадку.
Я знаменита не цветами,
А необычными листами:
То твердыми, холодными,
То мягкими и теплыми. (мать- и- мачеха)
-Кто нашёл эту картинку?
-Это растение называется Мать и мачеха. А вы знаете, почему оно так называется? У него с одной стороны листочек тёплый, пушистый как – мать-мама , а с другой гладкий и холодный-мачеха из сказки. Ещё лежит на земле снег, а цветы мать-и-мачехи покрывают проталинки. С конца марта до мая улыбаются они солнышку. Прячась лишь вечером или в пасмурный день. Люди готовят из этих цветов отвары и лечатся им от кашля.
Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли лесным жителям, а сейчас я предлагаю поиграть на лесной полянке.
Физминутка.
Вместе по лесу идём, Не спешим, не отстаём. На полянку вышли вдруг! (Ходьба на месте.) Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.) Вот ромашка, василёк, Медуница, кашка, клевер. Расстилается ковёр И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.) К небу ручки протянули, Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.) Отдохнуть мы все успели И на травку тут присели. (Дети садятся)
Воспитатель: Дети, скажите, а лекарственными могут быть только травы?
Дети: Нет.
Воспитатель: Посмотрите ребята, что еще растет в лесу? (Обратить внимание на кустики). Ребята, я нашла два цветочка, а вот какое растение их потеряло не знаю. (показать картинку с изображением цветов малины и шиповника). Давайте вместе определим с каких кустарников эти цветы.
А чтобы вы получше запомнили эти полезные кустарники, я предлагаю поиграть в игру.
Дидактическая игра «Угадай растение»,
Дети делятся на две команды и собирают разрезанные картинки с изображением кустарников малины и шиповника.
Воспитатель: Молодцы ребята.
Воспитатель обращает внимание детей на Мишку сидящего с градусником, поясняет что медвежонок простудился , чем же ему помочь?
Мне кажется я знаю, что поможет мишутке - малиновое варенье. Она помогает вылечить простуду , понижает температуру.
Дети: Напоить чаем с малиновым вареньем.
Воспитатель: Ребята, а Мишутка даже и не знал, что у него под окном растет лекарственное дерево, которое помогло бы ему снять температуру.? (Показ картинки с изображением липы) Скажите Мишутке, что это за чудо-дерево?
Дети: Липа.
Воспитатель: Правильно это липа – стройное, высокое дерево с густой пышной кроной. Зацветает липа в середине лета, в июле. У меня в тарелочке лежат цветы липы. Давайте возьмём по одному цветочку на ладошку и рассмотрим их. Это красивые жёлтые цветы собранные как бы в небольшой букетик. В цветах липы много сладкого сока – поэтому липа считается медоносным деревом. Цветы липы тоже лечебные, из них заваривают вкусный, полезный чай.
Воспитатель: Вот, Мишутка , а ты и не знал, что этими растениями можно лечиться. Наши ребята знают много лекарственных растений и чтобы ты и твои друзья, лесные звери больше не болели мы соберем целую корзинку лекарственных растений. Ребята проходите, садитесь за столы.
Дидактическая игра « Собери корзину лекарственных растений»
На столах у каждого ребёнка изображена корзинка, детям необходимо выбрать из предложенных картинок с растениями лекарственные и разместить их в корзинке.
Воспитатель: Ну, вот и собрали мы необходимые для лечения растения, давайте подарим их мишке. А у мишки для вас есть подарок, мешочек с волшебным чаем. Чай этот богат витаминами, он укрепляет иммунитет, борется со всеми болезнями. На каждую болезнь есть свое лекарственное растение. Самая лучшая аптека – это Природа. Она с радостью отдает нам все свои дары, а нас просит, что бы мы берегли ее и понапрасну не срывали ни один цветок, ведь он может кого-нибудь вылечить!
Наше путешествие по лесным дорожкам заканчивается, и нам пора возвращаться в наш детский сад.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом
Раз, два ,три, четыре, пять..
Вот и в группе мы опять.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Какие лекарственные растения помогли лесным жителям?